История Херсонеса до сих пор находится под внимательным изучением. Как же всё начиналось? Около 422 года до н. э. на берегу современной Карантинной бухты высадились греческие колонисты. Путешественники отправлялись в плавание, подхваченные вечерним бризом, дувшим с суши на море. Ночью они ориентировались на Полярную звезду. А с восходом солнца их путь лежал к видневшемуся вдалеке мысу Сарыч. Колонисты свято чтили метрополию – город-мать.
Они брали с собой священный огонь с алтаря главного храма. Облюбованное для поселения место в юго-западной части Крыма было удобным по многим причинам. Оно располагалось на мысу, который легко было укрепить на случай внезапного нападения тавров. Отсюда и название нового полиса – Херсонес.
Бухта представляла собой прекрасную гавань. Море было богато рыбой. Не смущала переселенцев даже каменистая почва. Она напоминала землю их родины, где так хорошо рос виноград. Обустройство на новом месте колонисты начали со строительства оборонительных стен и жилищ. Планировка Херсонеса стала обретать черты, характерные для греческого полиса. Древний Херсонес был обнесен крепостной стеной, без которой невозможна защита от варваров. За ней лежал – некрополь – город мертвых. Здесь эллины предавали земле ушедших в царство Аида.
Основой благосостояния жителей древнего Херсонеса было сельское хозяйство. Каждый гражданин имел земельный участок, на котором трудилась его семья. По мере роста города расширялась его сельскохозяйственная зона – хора. Постепенно были вытеснены с Гераклийского полуострова тавры. Чем дальше от городских стен строился дом, тем сильнее был он укреплен.
В урожайные годы Херсонес вывозил зерно на продажу. Для защиты земель от варваров был размещен воинский гарнизон и построены оборонительные стены. Кроме земледелия , источником благосостояния города была рыбная ловля. Ловили и крупную, ценную рыбу, и мелкую, которую солили в больших цистернах. Благо во владениях херсонеситов находились крупные соляные озера. Рыбный соус – гарон, производимый в Таврике, высоко ценился в греческом мире. Для хранения и транспортировки вина и рыбного соуса необходима была тара. Поэтому среди занятий херсонеситов важное место занимало гончарное ремесло.
В мастерских города изготавливались самые разнообразные керамические сосуды. Для вина применялись остродонные амфоры с двумя ручками для переноски. Развивались в городе и другие ремесла: металлообработка, ткацкое, оружейное, ювелирное дело. В домашнем и ремесленном хозяйстве херсонеситы использовали рабов. Сооружались общественные здания: храмы, театры, монетные дворы и т. д. От Карантинной бухты город постепенно разросся до берегов Песочной.
Боги херсонеситов
Как и у других древних народов, у эллинов были свои боги. К ним обращались во время войны и мира, труда и праздника жители Херсонеса. Мир греческих богов походил на человеческий. Боги могли появляться среди людей, пользоваться их гостеприимством. Нередко они вступали в браки со смертными. Эллины почитали своих богов, но не боялись их. Ведь страшны были не божества, а гнев, направленный на нарушителей порядка.
Как и в любом полисе, были у херсонеситов особо любимые божества. Первая среди них – Дева, по-гречески Парфенос, — покровительница города. Херсонеситы видели в ней черты двух богинь: Таврской Девы и греческой Артемиды, отважной и целомудренной охотницы, сестры Аппалона. Граждане Херсонеса воздвигли храм, в котором стояла статуя Девы.
Изображение Девы имели практически все монеты Херсонеса. Особо почитаем был также Геракл, сын Зевса и смертной женщины. Дорийцы считали его прародителем своих вождей. Религиозные обряды сопровождались принесением жертвы богам. Херсонеситы высоко ценили знания. Все мальчики посещали школу. Где изучали грамоту, литературу, арифметику и музыку. Обязательным было изучение военного дела. Девочки воспитывались в домашних условиях. Их учили рукоделию, ведению домашнего хозяйства, пению, танцам, медицине.
Вторжение сарматских войск на полуостров
С конца 4 века до н. э. из-за Дона начали вторгаться отряды сарматов. Это были родственные скифам, но ещё более воинственные племена. Спасаясь от опасных соседей, скифы стали уходить на запад, к Дунаю, и на Юг, в Крым. Отступив в Крым, они смогли сдержать натиск врага. На полуострове образовалось Скифское царство с многочисленным и воинственным населением. Столицей государства стал Неаполь (новый город), руины которого находятся на окраине современного Симферополя. Город строился, вероятно, с участием мастеров херсонеситов, так как архитектура его несет отпечаток дорического стиля. Обосновавшись в предгорном Крыму, скифы не оставляли попыток расширить свои владения за счет Юго-Западного и Западного Крыма, принадлежавшего Херсонесу. Началась непрерывная череда скифо-херсонесских войн, растянувшаяся на два столетия (3-2 века до н. э.).
Херсонесу нужно было искать союзников. Ими стали сарматы, злейшие враги скифов. Граждане Херсонеса обратились за помощью за помощью к сарматской царице Амаге. Она славилась своей смелостью и мудростью на всем Северном Причерноморье. Амага решила помочь эллинам и отправила послов к скифскому царю с требованием прекратить набеги на владения херсонеситов. Требования остались без внимания, и Амага предприняла решительные действия. Она отправила своих лучших воинов напасть на лагерь скифского царя. Амага, перебив стражу, ворвалась со своими воинами в царские покои. Скифский владыка и его родные погибли. Амага сохранила жизнь лишь царевичу с условием, что он прекратит нападать на эллинов. Во 2 веке до н. э. скифское царство достигло своего могущества. Варварам удалось захватить владения херсонеситов. Жизнь в Херсонесе стала опасной и голодной. На горожан все чаще стали стали совершать нападения тавры.
Мужественно защищали херсонеситы свой город. Но им было ясно, что своими силами с врагом не справиться. Настало время просить помощи у царя Понта. Знали горажане, что за такую помощь прийдется расплачиваться свободой. Но другого выхода уже не было. Шел 110 год до н. э. В Понтийском царстве правил царь Митродат 6, прозванный Евпатором (благородным).
Благосклонно принял владыка Понта просьбу херсонеситов. По его приказу из Синоны было отправлено на помощь войско во главе с понтийским полководцем Диофантом. Оно подоспело вовремя. Скифы, уже штурмовавшие стены Херсонеса, были разбиты и обращены в бегство. Три года продолжалась война со скифами, в которой принимали активное участие херсонеситы. За спасение от скифской опасности эллинам пришлось платить ценой свободы. Херсонес принял власть Понта и платил ежегодную дань.
В городе был размещен понтийский гарнизон. В награду за помощь в войне со скифами Митридат оставил городу традиционное внутреннее самоуправление. Свободолюбивых граждан Херсонеса тяготила власть боспорских царей. Дважды во второй половине 1-го века до н. э. отправляли они прошение в Рим о возвращении им элевтерии. И город получил долгожданные права. С тех пор Херсонес перешел под патронат Рима. Связь между ним и Херсонесом на протяжении столетия ограничилась взаимовыгодной военной поддержкой.
Херсонес под покровительством Римской империи
Защита города была возложена на римский гарнизон. Херсонес стал главной военной базой империи в Северном Причерноморье. Для Херсонеса, надежно защищенного римским гарнизоном, наступил период нового процветания. Согласно христианским преданиям, апостолу Андрею Первозванному, первому и самому младшему ученику Христа, выпал жребий проповедовать в Северном Причерноморье. Проповедуя учения Христа, Андрей направился в Феодосию, откуда через южный берег Крыма отправился в Херсонес, где прожил много дней.
Постепенно христианская церковь стала довольно многочисленной. Херсонеситы общались со ссыльными христианами, видели силу их веры, но оставались приверженными религии своих предков. От рук христиан-язычников пострадали многие христиане. Одного за другим они убивали епископов, присланных основать здесь христианскую епархию. Седьмой епископ, которого звали Капитон, прибыл в город в 325 году, когда римский император Константин Великий запретил гонения на христиан.
Херсонеситы неласково встретили епископа, высмеяли его и потребовали совершить чудо. Епископ согласился при условии, что после этого горожане примут крещение. Получив согласие, он помолился, перекрестился и вошел в горящую печь для обжега известняка. Пробыв в огне достаточно долго, как свидетельствует христианское предание, Капитон из неё вышел невредимым. После этого чуда в Херсонесе была создана христианская епархия. Но не долго было спокойно в древнем Херсонесе, уже во 2-ом веке германское племя готов и гуннов начало движение с берегов Балтийского моря на юго-восток.
Добавить комментарий