Севастополь после Великой Отечественной войны представлял ужасное зрелище — на месте города снова дымились черные руины. В историческом центре только три дома остались более-менее уцелевшими. Не верилось, что город снова удастся возродить. Предлагалось даже оставить пепелище нетронутым как грандиозный памятник фашистского варварства, а Севастополь построить на новом месте. Но это предложение отвергли. В 1945 году Севастополь был включен в число городов, восстановление которых финансировалось в первую очередь.
Возрождение Севастополя
Над проектами новых домов и улиц трудились лучшие московские, ленинградские и севастопольские архитекторы. Десятки тысяч человек со всей страны добровольцами ехали на восстановление легендарного города. Севастополь стремительно восставал из руин. Уже в 1957 году он был полностью восстановлен. Вдохновением талантливых зодчих он был превращен в город-сказку. Белокаменные дома, украшенные колоннами, уступами взлетают по склонам холмов… Лестницы, украшенные литыми чугунными фонарями, утопают в тени деревьев… Памятники разных эпох ни дают на минуту забыть, какая здесь вершилась история!
В первые послевоенные годы Севастополь был закрытым городом. В 1946 году началась Холодная война, Советский Союз и США делили сферы влияния в мире. Для того чтобы противостоять Америке на равных, Советскому Союзу нужен был мощный океанский флот, оснащенный ядерным оружием. В строительство новых крейсеров, эсминцев, подводных лодок вкладывались гигантские средства. В Севастополе началось возведение противоатомных бункеров, командных пунктов, узлов связи. Под каждым холмом города скрывались бомбоубежища, способные выдержать ядерный удар.
Гибель линкора «Новороссийск»
Боевой состав Черноморского флота частично пополнился за счет кораблей бывших противников СССР во Второй Мировой войне. Самым значимым приобретением стал флагман итальянских ВМС линкор «Юлий Цезарь», построенный в 1913 году и серьезно модернизированный перед Второй Мировой войной. В 1948 году он был передан СССР и стал флагманом Черноморского флота под именем «Новороссийск».
В ночь на 29 октября 1955 года этот корабль взорвался прямо на внутреннем рейде Севастопольской бухты, практически на том же месте, где погиб другой флагман флота — «Императрица Мария». Установить истинную причину взрыва до сих пор не удалось. Наиболее вероятной, но не доказанной официально версией является подрыв линкора группой итальянских подводных диверсантов. Вряд ли итальянцы могли смириться с тем, что флагман и гордость их флота достанутся врагу… Спасательная операция на тонущем корабле была организована очень плохо. В результате, корабль перевернулся вместе с двумя сотнями моряков, так и оставшихся на его борту. Почти все они погибли. Общее число жертв этой трагедии составило 611 человек.
Экономическое развитие Севастополя в 60-е годы
В 60-е годы 20 века в Севастополе начали развивать, наряду с военной, гражданскую экономику. Был открыт большой рыбный порт в Камышовой бухте, откуда суда уходили на промысел в Северную, Южную Атлантику и даже в более отдаленные районы Мирового океана. Севастополь стал одним из центров советской морской науки — здесь были созданы несколько академических и отраслевых НИИ. Военно-промышленный комплекс развивал в городе радио- и приборостроение. В Севастополе открылся первый большой гражданский вуз — Приборостроительный институт, выпускали курсантов два высших военно-морских училища.
В послевоенные годы город очень быстро рос. К концу 20 века его население превысило довоенное более чем втрое. Площадь городской застройки выросла ещё более значительно. К сожалению, на качестве городской архитектуры столь бурный рост отразился крайне негативно. С 60-х годов новая застройка велась почти исключительно типовыми домами, и город нескоро сможет преодолеть последствия стремительной урбанизации второй половины прошлого столетия.
Кризис 90-х годов
Очень трудные времена Севастополь пережил в 90-е годы 20 века. С распадом Союза казалось, что исчез смысл существования города. Его промышленность, ориентировавшаяся на военные заказы, оказалась парализована, Черноморский флот в течении 6 лет мучительно делили между собой Россия и Украина. В первой половине 90-х город балансировал на грани экономической катастрофы и гражданской войны. Но Севастополь выстоял — уже в который раз в своей истории. Стойкость, терпимость, мужество и трудолюбие горожан помогли им преодолеть всё: холод и безводье начала 90-х, политическое противостояние последующих лет, межгосударственные распри, которые резали по живому семьи, трудовые и воинские коллективы.
В 1997 году были подписаны украино-российские документы по разделу Черноморского флота СССР и принципах базирования двух флотов в Севастополе. Россия признала территориальную целостность Украины, и в труднейшем споре о государственном статусе Севастополя была поставлена точка. Конституцией Украины 1996 года был определен особый правовой статус города.
В 1999 году в Севастополе, после почти десятилетнего спада, начался экономический рост. В начале 21 века его темпы стали одними из самых высоких не только в Украине, но и в Причерноморье. Украинский и российский флоты не только базируются бок о бок, но и проводят совместные учения, вместе отмечают общие праздники. Почти все промышленные предприятия восстановили докризисные объёмы производства. Туристическая отрасль развивается такими бурными темпами, каких она в Севастополе ещё никогда не знала. Город и горожане с уверенностью смотрят в своё будущее. Они беззаветно любят свой легендарный город, завещанный им великими предками. Они всегда готовы показать его любознательному гостю и рассказать ему много удивительных историй.
Добавить комментарий